воскресенье, 16 декабря 2012 г.

The Critters («Зубастики») или Записки сумасшедшего…

Авторский вариант. Статья опубликова в журнале "Нижегородский рыболов" в 2012 г.

























 





Что может быть безумней ловли ротана на спиннинг? 


 Так получилось, что мой переезд в столицу пришелся на пик развития ультралайтового движения в спиннинговой школе столицы. Масса новых фишек, тактик, приманок, техники, появление соответствующих интернет - ресурсов. И вот на одном из форумов я увидел, что человек целеноправленно ловит спиннингом ротана. Надо сказать, что я к тому времени половил уже на многих московских прудах, но не один ротан мне «на шару» не попался. Я обратился к человеку с просьбой подсказать хотя бы один прудик с этим зверем, но в ответ получил пару баклуш в районе аэропорта Внуково. Я тогда мало что знал в Московской области и естественно никуда не поехал…

Через несколько лет я случайно наткнулся в Московской области на ротаний прудик, расположенный недалеко от большого пруда с щукой и окунем, но мои щучьи снасти никак не подходили под это дело… Через пару лет еще одна похожая история во время пробивки: вместо торфяников с щукой на востоке Подмосковья я наткнулся на целую череду карьеров с головешкой. Мужики легко его дергали примитивными поплавочными снастями на червяка, ну а на мой четырех дюймовый сенко с 15 сантиметровым поводком не было ни поклевки… Я ретировался.

 
 
Но вот в прошлом году произошло сразу два невероятных события: сначала мне подсказали пруд с ротаном в 15 минутах хотьбы от работы, при том что я работаю в организации уже несколько лет, а чуть позже я набрел на водоем не так далеко от дома. Серьезная недоработка с моей стороны, надо сказать… Вообщем, с прошлого года я регулярно полавливаю эту интересную рыбку.

Водоемы
Основная черта водоемов населяемых ротаном – это огромнейшее количество травы в водоеме. Причем травы очень разной, ее много растет на дне, ее много растет в толще воды и очень много на поверхности. В связи с этим надо быть прежде всего морально быть готовым ловить в траве, и через проводку снимать зеленую «каку»… Второе что хочется отметить-это зачастую отсутствие другой рыбы в водоеме, которую можно систематически ловить спиннинговой снастью. Его лучший друг и любимый сосед – карась. Судя по всему ротан спокойно переносит низкое содержание кислорода и полное промерзание водоема. Мне почему то кажется, что в тех водоемах, где есть окунь или щука, ротан занимает низшую касту. Уж щука то его должна выкашивать в первую очередь. Уж дюже он неповоротлив и ленив… Вот сейчас я ловлю рыбку на даче - окуня море переловил, но вот за две рыбалки ротана не поймал ни одного. Хотя маленький мальчишка на червя при мне одного дернул. 




Особенности.

1.                Ротан, особенно размером покрупнее, чем то напоминает щуку. Также сидит в укрытии и также резко атакует приманку. И чем крупнее, тем агрессивнее атака и тем больше он напоминает зубастую. Но в отличии от щуки приманку не бросает быстро, а часто жадно продолжает вгрызаться в приманку

2.                Потому что это самая агрессивная и жадная рыба. Прям как монстрики-зубастики из фильма ужасов моего детства. Именно их я вспомнил, когда первый раз ловил ротана.  Я каждый раз удивляюсь, как ротан сантиметров 6-8 сходу всасывает 5 сантиметров искусственного мотыля…

3.                Самая внимательная рыба. Если бросить червя в воду, то его падение сразу привлекает рядом стоящих головешек.

Более всего интересно наблюдать как ротан выходит на приманку, которая играет в самых дебрях травы. Кажется он чувствует эпицентр колебаний и идет к нему, зная, что волны вибрации распускает то, что можно съесть. Я наблюдал выходы ротана к точке с приманкой с нескольких десятков сантиметров в подводных джунгях.
4.     Ротан клюет даже во время нереста, который у нас в Москве приходится на месяц май. Окраска самца в этот момент сильно меняется, он чернеет. На голове появляется жировой вырост. Он становится особенно красив!

 
Приманки

 
Я бы выделил два типа: воблеры и «резина».

На воблеры я пока не поймал, это задача на будущее. Просто сходу поймать у меня не получилось, а въезжать и вымучивать не было желания, но коллеги ловят на  воблеры и ловят хорошо. Мне почему-то кажется что есть некие особенности поведения и вкусовые, скажем так, пристрастия. В ловле ротана на воблера есть ряд интересных особенностей, которыми они со мной поделились, но я пока не проверенную лично информацию выдавать не буду. Поэтому для меня все больше интересна резина и методы ее подачи.

Резина

Вид резины имеет значение. Я неоднократно попадал в ситуацию, когда ротан не реагировал на одну приманку, но тут же выскакивал и атаковал при ее замене на другую в этой же точке. Или вот особенно наглые и голодные одну приманку кусают по несколько раз, а вторую, куснув один раз, отворачиваются и уплывают. Для меня сейчас приманкой номер один является искусственный мотыль от Беркли – Berkley Powerbait Maxi Blood Worm. На него клюет практически всегда при самых разнообразных оснастках.

Очень хорошие результаты показывали черви EcoGear Sаnsun, раки EcoGear BugAnts,  небольшие твистеры от Awa Shima, гусеница от Aiko, черви Aiko Curly Worm, Tsunikishi Worm.

Совершенно не впечатлили такие черви как Jackall Mebaru Bushi, Reins Swamp Micro и форелевые опарыши Nitro от Eagle Claw.

Помимо вкусовых качеств резины, хочется отметить и форму.  Резина с разной по геометрии форму по разному тонет на одной и той же огрузке и оснастке. Когда речь идет о ловле на сверхмалой глубине над ковром травы, то скорость падения приманки и как следствие горизонтальная и вертикальная скорость проводки приманки имеют очень важное значение.  Медленнее всего падает достаточно упитанный червь, типа Reins Swamp Micro, оснащенный по принципу Wacky Jig, т.е. если надо обловить мелководный заливчик, то лучше поставить что-то медленно падающее в толще воды, нежели дюймовый твистерок, который камнем проваливается в толще воды.

Снасти.

Я ловил самыми разными спиннингами, но чаще с верхним тестом около 10 грамм. Это много. Вообще ловля, ротана этот пожалуй тот единственный случай на сегодняшний день, когда у меня есть желание облегчиться до предела. Спиннинг бы до реальных 4-5 граммов, чтобы когда тащишь его из «ковэра» оно гнулось в дугу..)) Тончайшую плетеночку. Да и приманки часто применяются самые легкие. Каких либо детальных рекомендаций я давать не буду, идеала «псевдобассового» спиннинга я пока не нашел.

Мои любимые техники

Объективно говоря ротана можно ловить на очень многие оснастки: сплит шот по травке, легкую каролинку, микроджиг, даже скорее нано джиг. Но я предпочитаю из всего разнообразия всего три.

1.                Wacky Jig

Впервые о  технике WackyJig начали говорить в  2004 году благодаря удачным выступлениям, благодаря этой технике, двух известнейших японских рыболово: Toshiro Ono из Jackall Brothers и Takuma Hata из Zappu Int. Главное отличие от оснащенного простым крючком червя-вэки было в возможности проводить приманку с более выраженной вертикальной составляющей, проводить на более глубоких горизонтах водоема, в возможности более длительно удерживать приманку в локальной точке, а также дальше забрасывать. Именно дальше забрасывать в ловле голавля самое полезное. Так пучок берклиевского мотыля, либо пара червяков EcoGear Sаnsun не весит почти ничего, поэтому заброссить их спиннингом далеко задача сложная. Но стоит прямо на крючке или на леске чуть выше крючка прикрепить свинцовую дробинку как жизнь сразу налаживается.

 

В ловле ротана   Wacky Jig – это прежде всего ловля по открытым мелководным площадям. Масса дробинки зависит от мелководности акватории и подбирается опытным путем. Необходимо найти золотую середину между дальностью заброса и возможностью провести червяка над травой, если поставить чуть потяжелее, то вэки будет цеплять траву, чаще всего масса ограничивается массой не более 1 грамма. Анимация может быть самой любой и зависит от активности и предпочтений ротана: можно забросить, выждать пару секунд пока червь уйдет на рабочую глубину, потом сделать оборот катушкой либо просто подбросить приманку движением спиннинга вверх, потом дать возможность джигу утонуть до рабочей глубины. Я же предпочитаю активную анимацию: после заброса, немного подождав пока приманка немного утонет, активно работаю кончиком спиннингом, таким образом, что активно работал самый кончик и медленно подматываю леску, изредка делая паузу в проводке и анимации. Это можно назвать дроблением или тряской. Вибрация от кончика передается по леске на грузик, который хаотично прыгает в толще воды, заставляя  червяка вкусно и аппетитно извиваться. Для большей привлекательности я ставил даже сразу пару червей. Для такой анимации необходимо выбирать нежестких, гибких червей, а крючки лучше с защитой. Найти небольшие крючки с защитой задача сложная, но выполнимая. Я нашел под маркой VanFoоk модель DS 21-W.  Это техника для активного ротана, который атакует сразу.

2.     ДропШот

Люблю я дропшот и, ловя ротана, что называется отвожу душу. ДропШот особенно хорошо для ловли пассивного ротана.  Монтаж оснастки может быть самый разный, но всегда нужно стремится минимизировать зацепы за траву. Так грузик, лучше напрямую крепить к леску, форму грузика выбирать в виде цилиндра или конуса. В сильно закрытых участках крючок лучше офсетный. Извечный вопрос дропшота-это величина расстояния от грузика до крючка.  Если я ловлю по траве растущей на дне, то расстояние выбираю таким образом, чтоб приманка находилась над травой. Грузик пробивает придонный слой травы , падает на дно, а приманочка играет над травой. Ротанчику остается только выйти из травки и съесть. Техника предельно проста: после приводнения, ждем пока грузик окажется на дне, а дальше начинаем подыгрывать кончиком спиннинга точно также как как Wacky Jig.

Идея в том, что мы играем приманкой на месте. Пассивный ротан, либо тот что стоит в далеке, но чувствует где-то в далеке вибрацию еды, имеет время подойти поближе, принюхаться, рассмотреть приманку поближе и… в лучшем для нас развитии событий ее съесть. ловли. Сколько играет приманкой на месте? Я держу в одной точке не более 30 секунд. По моему мнению это более чем достаточно. Если ротан не клюнул, то Приманка может быть самая любая: твистер, червь, пучок искусственного мотыля. И подбирается в процессе.

На дропшот можно ловить как  в траве, которая лежит только на дне и в этом случае дропшотовая снасть не перебрасывается, а просто парой-тройкой оборотов катушки перетаскивается в другую точку, так и по сплошному ковру травы. В сплошном ковре травы мы дропшот каждый раз перебрасываем в понравившуюся нашему глазу точку.

Особенно я люблю ловить на дропшот в больших окнах травы или за стенкой травы. Представьте себе, что от берега тянется в глубину полоса травы несколько метров, это трава перебрасывается, оснастка подводится к кромке травы и анимируется. Найти что-то более удобне дропшота в плане удобства при ловле с берега у меня не получилось.
 







 

 







 

3.                Punching
Punching (англ.) - перфорирование, перфорация, пробивка. Впервые данную технику ловли я увидел в рекламном ролике японской фирмы Zappu, c сильно мною уважаемым японским простаффером Такумой Хатой. Выглядела ловля рыбы примерно так: обширное мелководье, сильно заросшее травой до самого верха. Приманка необычной конструкции забрасывалась недалеко от лодки, пробивала траву, а Хата неспешными движениями кончиком удилища вверх-вниз анимировал приманку: она то поднималась, то опускалась в траве в локальной в точке. Мне сильно понравилась антизацепистость данной оснастки. PunchJig в данном ролике выглядел следующим образом: силиконовый рак, насаженный задом наперед, специальный крючок от Zappu с пружинкой и пулевидное грузило внушительной массы. Всю конструкциия данной приманки вы можете видеть на фото. Масса пули у такой оснастки бывает до 42 грамм! А фирма  Jackall выпускает даже модель спиннинга есть под это дело: Hard Puncher 80 for HeavyVegetation. Теоретически тема была найдена. Я одно время хотел половить так щуку, но пока не получается найти подходящие условия. Но тут я начал ловить ротана. Я нашел пульку грамма в 4, зажал в ней кусочек пружинки от шариковой ручки-автомата, силиконовый рак от Ecogear на офсетный крючок насадил задом наперед и пошел ловить. Приманка проваливалась сквозь любую траву, на силиконовые щупальца колыхающее то вверх, то вниз, ротана реагировал просто отлично. Можно было ловить на значительном расстоянии от берега в самых дебрях. Проходимость по траве лучшая из всех незацепляек, что я встречал. На первых рыбалках произошла полная феерия по поклевкам. По мне – это одна самых востребованных техник по  ротану в самых сложных, закрытых условиях. Но выявилась беда с реализацией. Тогда я увидел лишь одну причину большого количества холостых поклевок: мелкий ротан. Он кусал экогировского рака сбоку, не заглатывая полностью. Был бы ротан хотя бы грамм под 150, то в его то пасти такая приманка проваливалась бы целиком…  К следущему сезону я подготовился основательнее с прицелом на небольшой размер: прикупил мелких силиконовых нимф от Беркли - Micro Sparkle Nymph, перегнул офсетные крючки
Owner Slim Ofsset №12 в правильную форму WideGab, уменьшил грузик.
 







 

 

Да я потерял в пробивных способностях приманки, но выиграл в реализации поклевок в своих условиях.

Так же в качестве панчприманки по сильно закрытым участкам хорошо работает техас: оснащается все «по взрослому»: силиконовый стопор, пуля, офсетный крючок, искусственный червяк. Силиконовый стопор фиксирует пулю, благодаря чему приманка проваливается в гуще травы как единое целое с грузиком. В том случае когда пуля жестко не зафиксирована, приманка прим адении остается, зацепившись, на первом попавшемся на ее пути листе, не проваливаясь за грузом в самую гущу,  минуя пасть ротана.
 







 

Поклевка.
 
Тот ротан что покрупнее, бьет приманку так, что аж кожа на лбу трескается, очень похоже на агрессивную поклевку судака или щуки, даже скорее щуки. В любом случая я стараюсь не спешить с подсечкой. Выждать хотя бы пару секунд, подождать пока ротан заглотит приманку поглубже.

Берегите себя и природу вокруг себя!

 

Что может быть безумней ловли ротана на спиннинг? Ничего!

1 комментарий: